Новый принцип формирования ставки перекрестного субсидирования будет заложен в методику расчета цен на сетевые услуги территориальных сетевых организаций, разрабатываемую Федеральной антимонопольной службой.

Сейчас тарифы на электроэнергию для населения ниже фактических затрат энергетиков. Разницу оплачивают промышленные потребители и бизнес. Так, сетевым организациям доплачивают компании, питающиеся от распределенных сетей ТСО.

Перекрестное субсидирование в субъектах России между потребителями распределяют региональные власти по собственному усмотрению в зависимости от уровня напряжения. При этом на сетях высокого напряжения обычно оказывается крупный бизнес, на который и ложится большая часть перекрестки.

Ранее в правительстве обсуждали возможность заложить перекрестное субсидирование в тарифы промышленных потребителей, напрямую подключенных к магистральным сетям. В результате тарифы для промышленности в течение семи лет должны вырасти в 1,5 раза. Эта инициатива была поддержана вице-премьером Дмитрием Козаком на совещании 19 сентября прошлого года. Однако она вызвала сопротивление крупных потребителей, которые называли ее возвращением к «последней миле», когда на промышленность возлагали расходы на содержание распределительных сетей, услугами которых она не пользуется. Механизм подразумевал повышенную нагрузку на самых крупных потребителей и был отменен в большинстве регионов в 2017 году.

Базовым принципом распределения перекрестного субсидирования по уровням напряжения должна быть равномерность, говорится в уведомлении ФАС. Ведомство предлагает установить единую ставку перекрестного субсидирования для потребителей всех уровней напряжения. 

На распределительные сети приходится 80% перекрестного субсидирования в энергетике, при этом тариф на передачу для населения в три раза ниже тарифа для аналогичных потребителей, получающих электроэнергию на низком напряжении, притом по регионам тарифы на передачу для юридических лиц могут различаться в четыре раза, что объясняется по большей части именно разными ставками перекрестки. Ставка перекрестного субсидирования снижает цену для населения и увеличивает для промышленности и ее изменение может повлиять и на цены для тех и других, но все зависит от параметров этой унификации.

Инициатива ФАС приблизит ставки тарифов на услуги по передаче к их обоснованным значениям. Например, в Ленинградской области введение единой ставки может привести к снижению конечного тарифа для потребителей, подключенных на высоком и среднем уровне напряжения, до 30%. Прозрачное ценообразование позволит снять остроту таких системных проблем, как уход промышленных потребителей от региональных сетей к ФСК или на собственную генерацию. Но тарифы на низких уровнях напряжения, напротив, вырастут. Для смягчения нагрузки на малый бизнес при введении единой ставки может потребоваться переходный период в 3–5 лет.

Введение единой ставки перекрестки для всех уровней напряжения могло бы частично снизить нагрузку с промышленных потребителей, которые, несмотря на отмену «последней мили», продолжают оплачивать две трети всей перекрестки в стране, потребляя при этом в распредсетях не более половины всей электроэнергии.