План включает мероприятия по облегчению доступа к заключению энергосервисных контрактов для повышения их числа, возможную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от ее энергоэффективности, а также введение обязанности бюджетных организаций закупать экономичное оборудование и технологии.

Закон о повышении энергоэффективности действует с 2009 года. Он предусматривает снижение энергоемкости ВВП РФ на 40% к 2020 году. Однако, за последние десять лет энергоэффективность выросла лишь на 13%. В ближайшие семь лет правительство рассчитывает практически на такие же темпы: к 2025 года энергоемкость ВВП должна сократиться на 12%, а к 2030 году ожидается сокращение уже на 23%.

Наибольший рост энергоэффективности ожидается в электроэнергетике и теплоэнергетике, т.к. в этих сферах удельный расход энергоносителей слишком велик. Среди целевых показателей – сокращение совокупных расходов бюджетной системы на электроэнергию: если в 2016 году они составляли 107,3 млрд рублей, то в 2025-м должны снизиться на 7,7 млрд рублей, а к 2030 году – на 10,3 млрд рублей. В теплоснабжении затраты должны сократиться еще сильнее – на 18,5 млрд и 22,7 млрд рублей соответственно в сравнении с показателем 2016 года, установившимся на уровне 177 млрд рублей.

Повышать эффективность электрогенерации планируется за счет нового механизма модернизации инфраструктуры, который предполагает включение в состав отраслевых схем и программ развития энергоэффективных генерирующих объектов. Механизм будет разработан в первом квартале 2019 года.   Также планируется снижать сетевые потери – в водоснабжении они составляют 19,5% от общего потребления, а в теплоснабжении – 12,6%. К 2030 году потери в этих сферах должны сократиться на 9,5 и 5,6 процентных пунктов соответственно.

Для участников рынка правительство готовит как стимулы, так и меры принуждения. Среди первых – идея дифференциации налоговых ставок на объекты недвижимости в зависимости от класса их энергетической эффективности. Кроме того, уже во втором квартале Минэкономики должно разработать законопроект, облегчающий доступ к энергосервисным контрактам. В целевых показателях плана предусматривается, что их число должно увеличиться до 1 тыс. в 2025 году и до 2 тыс. к 2030-му – с 740 договоров в 2016 году. Рассматривается и возможность создания в регионах специализированных организаций для проведения подготовительных работ по заключению таких договоров. Также Минэкономики вместе со Сбербанком, Газпромбанком, ВТБ и ВЭБом должны разработать предложения по типовым банковским решениям, нацеленным на привлечение в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности «зеленых финансов». Административные же меры в основном коснутся бюджетных организаций. В частности, их обяжут закупать энергоэффективные оборудование и технологии, а также проводить энергосервисные мероприятия в случае превышения установленных нормативов потребления энергетических ресурсов.