Ключевые мероприятия для достижения  целей развития оптового и розничного рынков электроэнергии изложены в проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 года

С точки зрения внутренних потребителей, сохраняются серьезные риски в области экономической эффективности ТЭК. Ключевым элементом здесь являются высокие темпы роста цен и тарифов на энергоресурсы на внутреннем рынке, говорится в проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 года, опубликованном Минэнерго 23 января.

Для достижения стратегической цели развития внутренних энергетических рынков необходимо, полагают авторы документа, совершенствование государственного контроля над уровнем экономической концентрации и конкуренцией на энергетических рынках, развитие отечественных систем биржевой торговли, модернизация моделей оптового и розничного рынков в тепло- и электроэнергетике, ликвидация перекрестного субсидирования.

Минэнерго для развития внутренних энергетических рынков предлагает:

На внутреннем рынке нефтепродуктов требуется ограничить рост уровня концентрации в отрасли и монополистические тенденции на региональных рынках нефтепродуктов. Для этого ЭС-2035 предполагает создание благоприятных условий для развития независимых компаний в сфере хранения, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов. Требуется также создать систему внутренних ценовых индикаторов на нефть и нефтепродукты, основанных на внутренних биржевых ценах, в том числе на региональном уровне, и систему использования указанных индикаторов в антимонопольном регулировании.

На внутреннем рынке природного газа необходимо стимулирование развития независимых производителей, развитие их двусторонних договорных отношений с крупными потребителями, установление недискриминационных для всех участников правил доступа к инфраструктуре ОАО «Газпром». Необходимо расширить биржевую торговлю природным газом и превратить их результаты в основной ценовой маркер для внутреннего рынка. В перспективе необходимо завершить отделения естественно-монопольных видов деятельности от конкурентных в системе ОАО «Газпром», а в дальнейшем осуществить переход от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам.

ЭС-2035 предполагает корректировку модели оптового рынка электроэнергии и мощности с рассмотрением возможности перехода к рынку исключительно электрической энергии. Важнейшей задачей является разработка нового механизма привлечения инвестиций в электроэнергетику после реализации уже заключенных ДПМ в 2011-2015 гг. с учетом необходимости ограничения роста тарифов. Необходимо создать условия для беспрепятственного доступа энергосбытовых организаций на оптовый рынок электрической энергии (мощности) и для заключения двусторонних договоров по свободным (нерегулируемым ценам) между новыми объектами генерации и потребления в неценовых зонах и изолированных территориях.

На розничном рынке электроэнергии ЭС-2035 предполагает формирование условий для функционирования системы выбора потребителем поставщика электрической энергии, продолжение работы по ликвидации перекрестного субсидирования. Для снижения затрат в электросетевом комплексе требуется разработка механизмов консолидации управления распределительными сетями в регионах, в т. ч. путем лицензирования деятельности по передаче и распределению электрической энергии. Необходимо уточнить порядок проведения очередных и внеочередных конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика электрической энергии. Требуется обеспечить внедрение методик ФСТ России для расчета тарифов на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям.

 

Источник:  Центр энергетической экспертизы