Документ предполагает введение платы за резерв для потребителей, которые фактически не используют 40% и более от заявленной максимальной мощности.

Для тех, кто не откажется и не перераспределит избытки мощностей, плата ежегодно будет увеличиваться на 5% стоимости объема резерва, исходя из экономически обоснованной ставки на содержания сетевых объектов. К 2022 году плата за резерв для таких потребителей поэтапно увеличивается до 20% от стоимости резерва. Аналогичные ставки будут введены для потребителей, имеющих собственную распределенную генерацию, не отключившихся от ЕЭС России.

Как говорится в пояснительной записке к документу, он разработан «в целях создания условий для оптимального использования уже имеющейся сетевой инфраструктуры и разумного сдерживания роста затрат естественных монополий». Потребители завышают объемы максимальной мощности на этапе подключения к электросетям, не неся при этом никаких издержек. Фактически многие из них используют половину и менее резервируемой мощности. Так, по данным Минэнерго, в 2010-2016 годах по актам техприсоединения потребители получили сетевую мощность равную 65 ГВт, фактическая потребляемая мощность составляет 7,5 ГВт (12% от заявленной).

«Отсутствие механизма экономического стимулирования потребителей к перераспределению (отказу) от длительно неиспользуемых резервов сетевой мощности в действующем законодательстве приводит к росту объемов строительства объектов электросетевого хозяйства для энергоснабжения новых потребителей вместо использования незагруженных сетевых мощностей», – отмечается в пояснительной записке к проекту.

Согласно проекту сетевые компании будут регулярно проводить анализ неиспользуемых потребителями резервов. Попадать под условия оплаты сетевого резерва такие мощности будут в случае, если по итогам года объем резерва в каждый месяц составлял более 40% от максимальной мощности. Для потребителей с максимальной мощностью менее 670 кВт (для них отсутствует требование по обеспечению почасового учета) объем фактической сетевой мощности будет определяться расчетным способом, следует из проекта.

Если ситуация не изменится (резерв превышает 40%, потребитель не перераспределяет и не отказывается от мощностей), тогда стоимость услуг по передаче возрастет на 5% в год от стоимости объема резерва исходя из экономически обоснованной ставки на содержания сетей. Таким образом, до 2022 года указанная плата поэтапно увеличивается до 20% от стоимости резерва.

Сетевым организациям проектом постановления вменяется осуществлять постоянный мониторинг имеющихся у потребителей резервов и направлять информацию об оплаченном резерве регулятору. Тот по итогам каждого регуляторного периода исключает средства за оплаченный резерв из необходимой валовой выручки, тем самым снижая котловые тарифы на услуги по передаче энергии для всех потребителей.

Отдельно в проекте прописывается порядок определения платы за резерв для тех потребителей, которые используют собственную генерацию. Минэнерго России всячески способствует развитию распределенной генерации потребителей, однако, при этом считает недопустимой ситуацию, при которой за 100-процентное резервирование сетевыми компаниями мощностей для таких потребителей платят другие потребители соответствующего региона РФ.

В результате формируются «нездоровые» стимулы перехода на собственную генерацию за счет ухода от оплаты услуг по передаче при сохранении за собой возможности в любой момент получить энергию из внешней сети. Поэтому в отношении производителей проектом предлагается ввести оплату услуг по передаче с учетом 20% потребления электроэнергии, покрытого собственной выработкой, но в пределах заказанной при технологическом присоединении максимальной мощности.

В проекте описаны сроки и способы взаимодействия субъектов рынков и регулятора по вопросам получения информации об имеющихся резервах мощности, а также уточнен порядок определения фактической сетевой мощности при наличии транзитных потребителей, нескольких договоров с разными сетевыми организациями; определен порядок отключений неплательщиков.

Параллельно с утверждением механизма экономического стимулирования потребителей к отказу от избыточной мощности, для сетевых организаций будет введена корректировка необходимой валовой выручки (НВВ) при неоптимальном выборе сетевого оборудования в соответствии с методическими указаниями Минэнерго по определению фактической степени загрузки вводимых объектов электросетевого хозяйства, отмечается в документе.