Реформа энергетики предполагала, что перекрестное субсидирование должно быть ликвидировано. Однако реализовать проект в полной мере не удалось, тарифы для населения все еще ниже реальных затрат энергетиков, и компенсация недополученных ими доходов ложиться на плечи промышленности.

В 2012 году объем перекрестного субсидирования составлял 220 млрд рублей, в 2017-м – 368 млрд рублей, прогноз на 2022 год – 417 млрд рублей. Чтобы сократить данный показатель  до плановых 89 млрд рублей к 2022 году, потребуется ежегодно поднимать тарифы населения на 13,9%, что невозможно в текущих условиях.

Реальные темпы роста энергоцен для прочих потребителей выше, чем для населения – 7,7% против 6,9% в 2016 году, 10,5% и 4,3% в 2017-м. Но покупка энергии промышленностью снижается: с 2014 по 2017 год – на 495 млн кВт/ч, а населением – растет, на 7%, до 161 млн кВт/ч.

Чтобы снизить свои расходы, крупные потребители уходят от распредсетей на прямое подключение к магистральным сетям Федеральной сетевой компании и строят собственную генерацию (ее объем, по оценке Минэнерго, достиг 11,2 ГВт в 2016 году, ежегодный рост сегмента – 2–2,5%). Это увеличивает объем перекрестного субсидирования, который приходиться на прочих потребителей.

Минэнерго предлагает равномерно распределить объем перекрестного субсидирования на всех потребителей, кроме населения, и дифференцировать единый тариф ФСК. Это, по сути, возрождает почти уничтоженную к 2017 году «последнюю милю» (перекрестное субсидирование, при котором крупные потребители, подключенные к сетям ФСК, платили и тариф распредсетей, хотя их услугами не пользовались). Ведомства должны провести расчет социально-экономических последствий дифференциации тарифа, в том числе оценить рост строительства собственной генерации. Минэнерго также хочет после 2023 года ввести правило, по которому новые крупные потребители будут платить ФСК по единым тарифам, а «старые» – с учетом перекрестного субсидирования. Эффект от этих мер в Минэнерго оценили в 31 млрд рублей.

Эта схема 25 июля обсуждалась и на совещании в ФАС, но ее не поддержали крупные потребители, Минэкономики и сама служба. По их словам, представитель Минэнерго на совещании возврат «последней мили» назвал вынужденной мерой. При этом ФАС предлагала сокращать скидки (до 30%) к тарифу для горожан с электроплитами и сельского населения и ввести социальную норму потребления. Минэкономики предлагало вариант полного запрета присоединения потребителей напрямую к сетям ФСК, введения соцнормы, отмены льгот по электроплитам и для села, снижения темпов роста тарифов для прочих потребителей до 2%.

По мнению руководителя группы исследований и прогнозирования АКРА Натальи Пороховой, предложение по продлению «последней мили» поднимет цены для самых крупных потребителей (в основном металлургов) в среднем на 14% в ценах 2018 года (в Сибири – на 18%). В то время как у потребителей, не подключенных напрямую к ФСК, цены могут снизиться на 3%.