Последнее время потребителям электроэнергии приходится жить в ожидании законодательных инициатив, которые могут изменить существующие недавно на рынке правила игры. В связи с этим как продавцы, так и покупатели электричества могут столкнуться с финансовыми и "разъяснительными" проблемами.

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии - один из важнейших документов, регулирующих работу рынка. В августе 2006 года было принято Постановление Правительства N530, которое впервые регламентировало деятельность субъектов розничного рынка. За прошедшие пять лет Правила функционирования розницы менялись уже 14 раз, а в марте этого года вышла новая, "короткая" версия Основных положений. Такая частая смена правил игры негативно отражается не только на деятельности главных субъектов розничного рынка, энергосбытовых компаниях, но и на потребителе: ему приходится снова и снова разбираться, сколько и кому платить.

Сейчас департамент развития электроэнергетики Минэнерго России инициирует еще один проект Правил функционирования розничных рынков электроэнергии. Целью данного проекта является существенное изменение сложившихся на рынке отношений. Например, предлагаемые изменения по ценообразованию способны привести к возникновению убытков у энергосбытовых компаний и гарантирующих поставщиков. Для бюджетных потребителей, мелкого бизнеса и сельского хозяйства счета за электроэнергию могут увеличиться, что, в свою очередь, будет означать снижение их платежеспособности. В документе департамента не только сохраняются недостатки существующей системы, но и вводятся новые сомнительные нормы, которые создадут правовую неопределенность и могут дестабилизировать ситуацию в электроэнергетике. Документ департамента Минэнерго может подорвать и без того непростое положение сбытовых компаний, в особенности гарантирующих поставщиков, работающих с бюджетным сектором. А ведь именно эти организации занимаются сбором денежных средств, направляют их в "большую" энергетику и непосредственно работают с потребителем.

Очередное изменение нормативно-правовой базы в вопросах ценообразования потребует проведения серьезной разъяснительной работы с потребителями при заключении договоров, а также отсрочек по оплате электроэнергии до разъяснения всех новых положений. Так, по принятым в начале 2011 года изменениям определены виды цен, из которых может выбрать потребитель и порядок такого выбора. Решение потребитель должен принять в конце текущего года, а проект предусматривает изменение как набора цен, так и порядка их выбора уже с 1 января 2012 года. С некоторыми положениями проекта многие потребители могут не согласиться. Например, его авторы предлагают исключить понятия "договорного объема" и "категорий надежности", которые для многих ассоциируются с некими обязательствами со стороны сбытов, при этом не налагая ответных обязательств на потребителей. Такие нововведения вызовут со стороны потребителей волну возмущения и отказы платить по счетам. В итоге мы получим замкнутый круг: нарушение платежной дисциплины потребителями ведет к росту издержек и цен. За прошедшие годы энергосбытовые организации сумели наладить тесное взаимодействие со своими клиентами, научились обслуживать их на профессиональном уровне. Именно через сбыты идет внедрение современных интеллектуальных систем учета и прочих энергосберегающих технологий. Гарантирующие поставщики имеют дело с самыми проблемными категориями потребителей: с населением, предприятиями ЖКХ, управляющими компаниями. Но если не гарантирующие поставщики, то кто же будет работать с этими потребителями? Кто будет повышать энергоэффективность в стране? Как у генерирующих, так и у сетевых компаний достаточно своих проблем: необходимо вводить новые мощности, ремонтировать старое оборудование и бороться с изношенностью сетей.

По мнению отраслевых экспертов, если новый проект, разработанный департаментом Минэнерго, одобрят, то гарантирующие поставщики обанкротятся раньше, чем будет принята целевая модель розничных рынков. "Оборонэнергосбыт", например, был создан в свое время для обслуживания объектов Минобороны, имеющих огромное значение для стратегической безопасности страны. В настоящий момент эта компания уже находится в непростом положении, с принятием же новых правил экономические условия ее функционирования могут ухудшиться. Тяжелое финансовое положение, а тем более банкротство сбытов, может привести к дестабилизации всей энергетической системы страны.

03-08-2011

Российская газета