17 февраля 2021 года состоялось очередное заседание кабинета министров РФ, на котором было принято решение одобрить законопроект «Об ограничении выбросов парниковых газов».

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в ходе заседания отметил, что законопроект является не только частью международных обязательств в рамках Парижского соглашения, но и новой климатической политикой РФ на ближайшее время. Он отметил, что такое регулирование применяется впервые. На базе одобренного документа планируется также ввести систему государственного учета и реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов и по увеличению их поглощения.

Согласно принятому законопроекту, все предприятия, работа которых сопровождается значительными объёмами выбросов парниковых газов, обязаны будут отчитываться. Такое требование станет обязательным для каждого. При этом новое регулирование даст возможность бизнесу осуществлять собственные климатические проекты, а их реализация позволит привлекать «зелёные» инвестиции. Такие нововведения будут стимулировать предприятия активнее модернизировать производства и внедрять новые технологии, чтобы снизить углеродный след их продукции.

В Минэкономразвития пояснили, что предполагается введение поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов без налогообложения и обязательных платежей. В сообщении министерства говорится, что концепция законопроекта включает два крупных блока. Один из них вводит для крупнейших эмитентов обязательную углеродную отчётность. Сбор и обобщение этой отчётности будет осуществлять уполномоченный правительством орган власти. В рамках этой системы учёта предприятия, которые являются крупнейшими эмитентами выбросов парниковых газов (более 150 тыс. тонн эквивалента углекислого газа на первом этапе до 2024 года), будут представлять в уполномоченный правительством орган обязательную углеродную отчётность. Остальные организации вправе представлять её на добровольной основе. Таким образом сформируется информационная основа для управления выбросами парниковых газов в экономике и её отраслях.

Второй блок связан с формированием правовой базы для обращения углеродных единиц – как инструмента по снижению углеродного следа и привлечению инвестиций. Любая организация сможет на добровольной основе реализовать климатический проект.

В качестве примера такого проекта министерство предлагает рассмотреть модернизацию предприятий, в результате которой увеличивается энерго- или ресурсоэффективность производственных процессов, что в свою очередь, приводит к сокращению выбросов парниковых газов. Другим примером могут стать так называемые лесоклиматические проекты, когда благодаря комплексу мероприятий удаётся увеличить поглощение парниковых газов в природных экосистемах (например, повышение эффективности лесного управления, восстановление лесов и биоразнообразия на гарях и т.д.

В Минэкономразвития считают, что появление нового класса инвестиционных проектов, направленных на выполнение климатических целей Парижского соглашения, даёт возможность создать в России новый рынок, связанный с обращением углеродных единиц, а это стимулирует инвестиции в климатические проекты и рыночным механизмом сформирует в России цену на выбросы парниковых газов.

По информации Минэкономразвития, спрос на такие проекты со стороны бизнеса есть. Реализуя их, компании смогут снижать углеродный след производимой продукции и повышать инвестиционную привлекательность на международных рынках. В ведомстве рассматривают климатическую повестку широко и понимают под ней в том числе вопросы «зелёного» финансирования, энергосбережения, водородной и возобновляемой энергетики.

Всего будет подготовлено 11 подзаконных актов. Вступление в силу закона планируется синхронизировать со всем пакетом подзаконных актов. Кроме этого, необходимо будет подготовить изменения в КоАП и Налоговый кодекс.

Ключевая задача нового регулирования определена указом президента РФ: к 2030 году ограничить выбросы парниковых газов уровнем 70% от значений 1990 года – с учётом роста экономики и увеличения поглощающей способности лесов. В отличие от европейских коллег, законопроект не предусматривает ограничительные меры для бизнеса, отсутствуют квоты и плата за выбросы парниковых газов. Приоритет – защита интересов российских производителей.